Ведущий:
- Наверное, в жизни каждого народа случаются такие моменты, когда под угрозу ставится его существование. Существование даже не как отдельно взятого государства, а как целой, единой и самостоятельной нации.
Для русского народа такой переломный момент произошел в начале XVII века, который впоследствии вошел в нашу историю под определением Смутного времени.
Люди, высказывающие некоторые сомнения по поводу необходимости нового праздника, вероятно, недостаточно осознали смысл событий, произошедших тогда на Руси.
Ведь Смутное время заключается не в одной лишь польско-шведской интервенции. В эти времена устои национальной и государственной жизни были полностью потеряны.
Ведущая:
- Череда бедствий, чудовищный голод, жестокая засуха, эпидемия чумы лишь дополнили полное расстройство управления. И когда Русь достигла раздробленности, крайней нищеты и полной криминализации, бесчисленными разбойничьими шайками была захвачена практически вся ее территория. Конечно, это все не происходило само по себе, каждая проблема являлась следствием другой. Так, помещики выгоняли холопов из-за бушевавшего повсеместно голода, чтобы не кормить их, а те собирались в шайки и добывали пропитание разбоем. Катаклизмы природы влекли за собой экономические проблемы, тесно переплетающиеся с социальными и политическими. В народе не зря говорят: «Беда одна не приходит».
Ведущий:
- Анализируя те события, можно сделать вывод: главная беда того времени – полная утрата религиозных и нравственных устоев. Самое начало Смуты можно охарактеризовать одним понятием – предательство. Преследуя свои шкурные интересы, боярские группировки шли на любое предательство, признавали любую ложь. Чего только стоят исторические факты о приближении Лжедмитрия к Москве.
Ведущая:
- На его сторону переходили боярские роды, законным наследником его признавали целые армии. Довольно странное смешение в умах происходило тогда, когда в убийстве Дмитрия обвиняли Годунова и одновременно самозванца признавали Дмитрием. И, скорее всего, наистрашнейшим стал эпизод, когда Самозванец вошел-таки в Москву, при этом все дьяки и бояре признали в нем царевича Дмитрия Ивановича. Признала его сыном и мать убитого отрока. Один только Патриарх Иов, человек слабый, избитый, оплеванный и изгнанный, неустанно повторял: это не царевич Дмитрий, а расстрига и вор Гришка Отрепьев. Однако никто его не слушал.
Ведущий:
- Годами длился этот страшнейший период. Назревала национальная катастрофа. И, скорее всего, многие современники тогда уже потеряли какую-либо надежду на возрождение. Необратимость разрушительных процессов была очевидна. Невозможно было даже предположить, что настолько разложившееся общество сможет не только дать отпор интервенции, но и просто встать на ноги, сохраниться, при отсутствии каких-либо внешних угроз.
Ведущая:
- Однако здоровые силы нашлись – и в правящей элите, и среди простого народа. История помнит их предводителей князя Димитрия Пожарского и Кузьму Минина. Объединившись, они сохранили, спасли страну, способствовали ее будущему возрождению. Уже в середине XVII века Русь опять превращается в сильную державу, и не только в экономическом, политическом и военном отношениях. Вернулось национальное самосознание. Произошло укрепление патриотических, духовных начал.
Ведущий:
- По сути – это День спасения нашей страны! Не от польской интервенции, а от разложения внутреннего.
На сцену выходят участники, которые под звуки тревожной мелодии читают поэму «Русская смута» Т. Павлюченко.