Место проведения – школьный музей Боевой Славы.
Тема: Да будет светлой наша память.
Цель: разностороннее развитие личности ребенка, расширение его познавательного интереса, круга деятельности, воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомство с героической историей своего народа.
Ход урока.
I Вступление.
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его в нашем школьном музее – Музее Боевой Славы.
Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами побывали в этом учебном году.
* - В Центральном музее Вооруженных сил.
* - В Музее антифашистов в городе Красногорске.
* - На местах боев в Снегирях, где танки застыли в вечном бою…
Что больше всего вам запомнилось?
II Повторение пройденного.
О чем мы говорили на прошлом уроке москвоведения? (О мемориале в Александровском саду).
Кому посвящен и зачем горит Вечный огонь у Кремлевской стены?
III Основная часть.
Кто мне скажет, сколько лет назад наши войска разгромили фашистов под Москвой. 65 лет нас отделяет от тех победных дней. Весь наш народ готовится к празднованию этой даты.
Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.
Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками.
К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».
Ученик:
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев.
Первыми приняли на себя удар пограничники. Они сражались до последнего патрона. Вспомним нашу недавнюю экскурсию. О защитниках какой крепости нам рассказывал экскурсовод (Брестская крепость. Фрагмент плиты в музее «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина»).
Враг рвался к Москве и Ленинграду. 30-го августа 1941 года Ленинград оказался в кольце окружения – в блокаде. Гитлер приказывал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить».
За время блокады немцы обрушили на город более 250 тысяч бомб и снарядов. Вы смотрели фильм о блокаде Ленинграда. Что вам запомнилось о тех страшных днях в осажденном городе? (Страшная зима. Не было отопления. Водопровод не работал. Воду набирали из реки. 125 грамм хлеба на день. Люди умирали от голода. Таня Савичева. Дорога жизни через Ладожское озеро).
И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.
20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. Так как фашистские самолеты регулярно бомбили город. Как потом подсчитали, из ста самолетов, рвавшихся к Москве, долетали только два или три. Это наши славные зенитчики сбивали их на подлете к городу.
7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.
Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.
(Демонстрация фрагмента документального фильма об обороне Москвы)
Десятки тысяч воинов Московской битвы были награждены орденами и медалями, свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Ради победы в битве под Москвой отдали свои жизни более двух миллионов человек.
Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков. Сегодня на земле Подмосковья находятся более двух миллионов памятников воинской славы, действуют несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев.
Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!
Музыкально-литературная композиция
Ученик:
Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов
Исполнение песни «Золотая звездочка Москвы»
Музыка Р. Бойко
Слова М. Пляцковского
Ученик:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз.
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась!
К. Симонов
Исполнение песни «Баллада о солдате»
Слова М. Матусовского, музыка – В. Соловьев-Седой
Ученик:
Уже вблизи его войска
Гремят броней стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлевскою стеною.
Уже слова: «Моя Москва»
По-русски враг заучивал…
Александр Твардовский
Ученик:
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Игорь Иванов
Исполнение песни «У деревни Крюково»
Музыка М. Фраткина, слова С. Острового
Ученик:
И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
С. Смирнов
Ученик:
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Владимир Карпенко
Ученик:
Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю Победы ощутив едва.
И умирали, зная — будем живы,
Была б жива священная Москва.
А. Ржавский
Ученик:
Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Николай Добронравов
Исполнение песни из кинофильма «Белорусский вокзал» «Здесь птицы не поют…»
Слова и музыка Б. Окуджавы
Ученик:
Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
Г. Акопян
Ученик:
И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов и бронзы
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.
С. Баренц
Исполнение песни «Москвичи» (В полях за Вислой сонной)
Музыка А. Эшпая, слова Е. Винокурова
Ученик:
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
Ученик:
Стой, красуйся в зарницах
И в огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира — Москва!
Александр Твардовский
Ученик:
Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Ленинградская блокада,
Дни и ночи Сталинграда,
Дон и Курская дуга,
И уже назад – на шагу!
Все вперед, вперед к рейхстагу,
Чтобы там добить врага…
Ученик:
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвою и Орлом.
Как сражались партизаны –
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Все жители нашей Родины верили в победу. В некоторых семьях, как святыни, хранятся солдатские письма с фронта, в которых, несмотря на все трудности, солдаты писали о скорой победе.
Копия такого солдатского письма храниться в нашем школьном музее. Об этом письме и других экспонатах музея вам позже расскажут лекторы этого музея – старшеклассницы Катя Баранова и Наташа Копча, а также Анатолий Борисович, учитель истории, который вместе со своими учениками и создал этот музей.
Старшеклассники вместе с Анатолием Борисовичем ходили в походы по местам боев, участвовали в раскопках и собрали интересный материал. Наш музей, конечно, не такой большой и богатый, как тот, в котором мы побывали с вами недавно. Но каждый экспонат в нашем музее нам бесконечно дорог, потому что собирали мы все это все вместе.
Не было у солдат конвертов на фронте, они писали письма и сворачивали листочек треугольником. Вот и получалось солдатское письмо.
Представьте, что такое письмо в руках у Сережи:
Ученик.
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой.
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья. Твой отец.
Но не только в боях ковалась наша победа.
Ученик:
Да! Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует.
Ученик:
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Второй фрагмент документального фильма «Все для фронта, все для победы».
Люди в тылу – женщины, старики и даже дети работали на военных заводах. Они сменили у станков своих мужей и отцов, которые ушли на фронт. Они делали снаряды, собирали танки, шили одежду для солдат. Тот мальчик, которого вы увидите в фильме, не многим старше вас. Ему пришлось бросить учебу, встать к станку и вытачивать снаряды.
Демонстрация фрагмента фильма.
Во время войны на фронте сражались и женщины. Они были снайперами, разведчицами, связистками, врачами и санитарками.
Ученик:
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу!
Рану твою я перевяжу!»
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих от смерти сестричка спасла!
С захваченных немцами территорий люди уходили в леса в партизаны. Среди них были и женщины, и молодежь, и дети.
Ученик. Сообщение о Зое Космодемьянской.
Молодежь тоже мужественно боролась с захватчиками. Ученицы десятого класса 201 московской школы в октябре 1941 года добровольно ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но ее схватили гитлеровцы.
Ученик:
Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз
Были руки веревками скручены,
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоем шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.
Один из немецких офицеров, попавший в плен так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего». Утром 29 ноября Зою казнили.
Ученик: Сообщение о Марате Казее.
В партизанском движении участвовали и дети. Двенадцатилетний партизан Марат Казей был разведчиком. В мае 1944 года он, выполняя задание, натолкнулся на засаду врага, но не сдался, а гранатой подорвал себя вместе с фашистами.
Ученик: Сообщение о Лене Голикове.
Ученик:
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Всего за время Великой Отечественной войны погибло более 20 миллионов советских граждан, в основном – мирных жителей, умерших от голода и болезней. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни во имя великой победы. Каждый год 9-го мая с 1945 года во многих городах нашей страны проходят праздничные парады. Самый главный из них – на Красной площади. Мы чтим и помним память тех, кто сражался с врагом, работал для фронта в тылу, приближая долгожданную Победу.
IV. Задания «шифровальщикам».
Сейчас у меня для вас будет небольшое задание. Вы побываете в роли шифровальщиков. Вы должны будете вычислить и прочитать название памятника, на котором есть эти слова в память о людях, погибших в годы войны.
Да будет светлой наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.
Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны. Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова. Где находится этот памятник?
Исполнение гимна Москвы «Я по свету немало хаживал»
Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского
V Экскурсия по школьному музею Боевой Славы, знакомство с экспонатами музея и его историей. Проводят экскурсоводы – старшеклассницы.