Ученик 1. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.
Ученик 2. От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Ведущий 2. Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Ученик 3. Ни шагу назад!
Над Москвой нависла угроза.
"Все - на фронт!" -
Москва сказала.
"Все!" - страна ей отвечала.
Все для будущих побед.
Ведущий 1. Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. Враг стоял у стен Москвы.
Звучит грамзапись песни "Дорогая моя столица" (сл. М. Лисянского, муз. И. Дунаевского). На фоне песни читаются стихи.
Ученик 4. Москва - столица мира.
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья -
Сын башкира, русский
И татарин, и грузин.
Ведущий 2. В эти дни 120 тысяч москвичей - рабочие, служащие, студенты, ученые, инженеры - добровольно вступили в ополчение.
Звучит грамзапись "Песня защитников Родины".
Ведущий 1. В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами вступили 28 панфиловцев. На них шли десятки немецких танков.
Дети показывают сценку: солдаты защищают рубежи.
Ведущий 2. "Велика Россия, а отступать нам некуда! За нами Москва!" С такими словами к солдатам обратился политрук Клочков.
Звучит грамзапись песни "Мы за ценой не постоим".
Ведущий 1. Четыре часа длился этот легендарный бой. Панфиловцы преградили дорогу 50 фашистским танкам.
Ученик 4.
Нет, героев не сбить на колени.
Во весь рост они стали в окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд.
Под музыку песни "Журавли" девочка (балерина) танцует реквием павшим.
Ведущий 2. Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки.
Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.
Ученик 5. Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 6. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 7. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 5. Так уж сразу и полка!
Ученик 7. Ну может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
Ученик 8. А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 6. А на каком он фронте?
Ученик 8. Погиб под Смоленском.
Ведущий 1. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными.
Две девочки исполняют "Катюшу".
Ведущий 2. Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.
На сцену выходит девочка-санитарка.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты санитаркой,
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать!
Ученик 1.
Да, это он прикрыл своею грудью
Страну родную в самый трудный час.
И, не страшась ни танков, ни орудий,
У стен столицы выполнил приказ.
Не пожалели сил своих и жизни
Матросов, Зоя, Чайка, Кошевой -
Вот имена святые всей Отчизны.
Учитель показывает портреты названных героев.
Ученик 2. Земля горела под ногами лютого врага. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага - это подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Ведущий 1. 350 раз салютовала столица нашей Родины своим доблестным войскам, громившим врага.
900 блокадных дней выдержал город на Неве. Наши солдаты погибали с возгласом "Умрем, но Ленинград не отдадим!"
Ведущий 2. Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибли непокоренными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.
Звучит грамзапись "Бухенвальдский набат". На фоне песни ведущий продолжает читать.
Ведущий 2. В годы войны погибло свыше 25 миллионов человек. Это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых.
Ученик 3. Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда -
Помните!
Учитель. В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута молчания.
Слышны удары метронома.
Ученик 3. Покуда сердца стучатся -
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста,
Помните!
Ведущий 1.
1418 огненных дней и ночей не забыты.
И вдруг светлее стало небо.
Пришла к нам весточка: "Победа!"
И нет боев, и нет войны.
Ученик 4. Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!
Звучит грамзапись песни "День Победы" (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Дети подпевают.
Учитель. Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщение о войнах, пусть и региональных.
Девочка-старшеклассница.
Я не хочу, чтоб доты обнажались
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть мир ворвется с криком:
"Нет! Не надо!"
Мне нужен сын не мертвый, а живой!
Пусть мирное солнце утопит
Всю землю в лучах!
Пусть мирные звезды сияют над ней!
Все ученики поют песню Л. Ошанина и А. Островского "Пусть всегда будет солнце" и группами выходят из зала.